*** К О Р О Л Ь * П О Э Т О В ***
Четверг, 09.05.2024, 00:10
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 37
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА-МЕТАФОРИСТА ДЖАМАЛЯ
На правах рукописи

ФЕЙЗУЛЛАЕВА Заира Магомедовна

ТРАДИЦИИ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ НАРОДОВ ЮЖНОГО ДАГЕСТАНА

10.01.02 – Литература народов Российской Федерации (северокавказские литературы)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Махачкала – 2009 
http://www.dgpu.ru/f/userfile/file/AVTOREF-09/arf-157.pdf

В третьем разделе «Выходы национальных поэтов на новыерубежи» рассматривается ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА-МЕТАФОРИСТА ДЖАМАЛЯ.

с.25.  Метареализм в неподготовленной предшествующими элитарными изысками дагестанской поэзии стал явлением необычайным, экстраординарным. Основным ядром поэтов-метареалистов в Дагестане стало поэтическое сообщество «Новая волна», у истоков которого стоит русскоязычный поэт, агул по национальности Джамаль (Фатхулла Джамалов). Джамаль принял слова философа Л. Витгенштейна как определяющий принцип своего творчества: «Границы
моего сознания очерчены границами моего языка». Стараясь раздвинуть эти границы, Джамаль обратился к квантовой физике, астрофизике, активно используя понятийный набор, лежащий в основе этих наук.

Понятие метафоры в квантовой физике – «очарованные кварки», «квантовая пена», например. Кроме того, дагестанские метафористы провозгласили основами настоящей поэзии 1)духовность; 2) метафоричность, вслед за Юнгом считая такого поэта сверхчеловеком, решающим сверхзадачи, а свою поэзию – связанной с выходом в астрал в медитативном состоянии. Одновременно и сам Джамаль говорит о постоянной сознательной работе со словом.

В 1986 году на турнире поэтов в городе Иваново-Вознесенске Джамаль был удостоен титула «Короля поэтов». Дагестанский читатель сразу оценил необычную новизну и значимость творчества поэта. В предисловии к сборнику стихов Джамаля «Вестник альДенеба» приведены высказывания известных литературоведов о его поэзии,
поэтов и писателей из разных точек России и зарубежья.

Тексты Джамаля вызывают живую, пусть и неоднозначную, реакцию учитателей и исследователей. Семантика слова в поэтических текстах Джамаля далека от общепринятой. Слово здесь является знаком, символом, несущим закодированную информацию. Эта информация может быть расшифрована только в целостном контексте произведения. А внутренний смысл самого произведения раскрывается лишь в контексте определенной духовно-эстетической традиции. Характерной чертой творений Джамаля является оригинальная и чрезвычайно насыщенная образная система.

с. 26.  Интенсивная метафорика сближает его духовные стихи-мышления с коанами текстов дзен-буддистских монахов. Джамаль рассматривает Слово как ключ к тайнам мироздания, а поэзию как метод познания Метареальности. Новая реальность требует новых слов, эмоций, способов выражения. В своих текстах он чаще искренен, нежели тенденциозен. Джамаль уверенно чувствует себя в пространстве и времени своих произведений, где смело экспериментирует с этим временем, переплетает различные временные пласты:

«Разверзнет опахала тевтонская ночь,
В генераторах ген растворится эмаль,
И прихлынет саванна к затылку, как желчь,
В радиальных отсеках взорвется Грааль».

С точки зрения внешней изобразительности и «фактуры», многие тексты
Джамаля кажутся эталоном постмодернизма, но по внутреннему смыслу, фило-
софской направленности, отсутствию элементов игры, они стоят в заметном
отдалении от постмодернистских текстов.

Сакральные тайны вечности и запредельный прорыв в будущее с его преобразовательно-космическим мировоззрением удивительным образом переплетаются с приметами суфизма, стремлением вширь и вглубь Азии, в ее тайнуи ее метафизику:

«Рождает звезды квантовая пена,
Озарена азанами Кааба,
Солярный знак вещает перемены,
Дракон терзает сердце аль-Кохаба».

Наряду с «космическими» откровениями в творчестве Джамаля рельефно выделяются архетипические элементы, происходят обновление и уточнение смысла используемых цитат, скрытых аллюзий и многое другое. Как правило, это связано с родиной поэта – Агулом. Он не только проникает в сущность мифологического мышления, но, исследуя мифологии, сам творит мифологию, интуитивно организуя материал таких образом, что начинают выявляться скрытые глубокие смыслы его текстов. Тема катарсиса довольно часто встречается в текстах Джамаля. Мир, охваченный разбродом и распадом, вызывает у поэта отторжение:

«Обанкротились в дым мифотворцы,
Мегаполис растлился, теряя черты человека.
Деструктивная ночь без пропорций!»

с. 27. Творчество Джамаля оказало большое влияние и на поэтов новой формации, не принадлежащих к течению метареализма,но создающих интересные тексты в новой, непривычной стилистике. В заключении даны общие выводы по диссертации. В работе отмечены и приведены все виды инокультурных влияний, исходные слагаемые, которые сыграли существенную роль в поэтапном историческом формировании дагестанской литературы, в частности литературы Южного Дагестана.

В результате анализа текстов современных поэтов региона можно сделать вывод: инновационные процессы, протекающие в национальных литературах на современном этапе, приводят к художественному восточно-европейскому синтезу; посредством синтеза происходит обогащение традиционных элементов восточной поэзии региона, закладываются основы дальнейшего развития и обогащения национальной литературы новыми темами, стилевыми приемами, художественными образами, языковыми формами.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

1. Прорыв в Метареальность (на материале творчества Джамаля) // Вестник Ивановского государственного университета, 2009. – Вып. 1. Филология. Серия «Гуманитарные науки». – С. 90-94.

2. Духовная перекличка эпох. // Личность. Культура. Общество, 2009. – Т.ХI, вып.1., №№ 46-47. – С. 418-422.
3. «Восточный код» поэзии Эльмана Аббаса // Вестник кафедры литератур народов Дагестана и Востока ДГУ № 6. – Махачкала, 2008. – С.383-387.
4. Начало творческого пути Заиры Гаджибалаевой // Вестник кафедры литератур народов Дагестана и Востока ДГУ № 6. – Махачкала, 2008. – С.387-394.
5. Расширение жанровых рамок национальной поэзии // Материалы Межвузовской научной конференции 16 дек. 2008 г. ДГУ Махачкала «Проблема жанра в филологии Дагестана». – С.87-92.

с. 28 

6. О традиции в культурном пространстве Южного Дагестана. // Аспирантские тетради. – Санкт-Петербург, 2008. №38 (82). Ч.1. – С.357-361.
7. Вербальные мифологемы Дербента в творчестве Фахретдина Оруджа // Материалы III Международной научной конференции ЮФУ Ростов-на-Дону «Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность». 2008. – С.78-83.
8. Поэзия Дербента – культура синтеза. // Материалы Межвузовской конференции филиала ИвГУ в г. Дербенте от 20. 01. 09. – С. 93-101.

Категория: Мои статьи | Добавил: Maximus (26.10.2009) | Автор: Jamal
Просмотров: 1204 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 1
1 Светлана Ягодкина  
0
Прав в своей теории космореализма Фатхула Джамаль!
Поэт - медиум - это духовность + метафоричность. Слово Поэта - знак -символ, несущий информацию от Универсума. Но стать настоящим Поэтом Космореализма невозможно, не преодолев катарсис.
Катарсис необходим Поэту как воздух!Без него не подняться на высоты Космореализма.Только пройдя катарсис и став духовным Поэтом, только тогда можно создать метафоричный поток языковых символов - несущих информацию из Космоса, от Универсума - Творца!
А восточно - европейский синтес - это рациональное зерно новейшего направления - Космореализм! Сочетание стройности европейской поэзии с метафоричностью, глубокой философской направленностью восточной поэзии является гармоничным сплавом ПОЭЗИИ БУДУЩЕГО!

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz