В третьем разделе «Выходы национальных поэтов на новыерубежи» рассматривается ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА-МЕТАФОРИСТА ДЖАМАЛЯ.
с.25. Метареализм в неподготовленной предшествующими элитарными
изысками дагестанской поэзии стал явлением необычайным,
экстраординарным. Основным ядром поэтов-метареалистов в Дагестане стало
поэтическое сообщество «Новая волна», у истоков которого стоит
русскоязычный поэт, агул по национальности Джамаль (Фатхулла Джамалов).
Джамаль принял слова философа Л. Витгенштейна как определяющий принцип
своего творчества: «Границы
моего сознания очерчены границами моего языка». Стараясь раздвинуть эти
границы, Джамаль обратился к квантовой физике, астрофизике, активно
используя понятийный набор, лежащий в основе этих наук.
Понятие метафоры в квантовой физике – «очарованные кварки», «квантовая
пена», например. Кроме того, дагестанские метафористы провозгласили
основами настоящей поэзии 1)духовность; 2) метафоричность, вслед за
Юнгом считая такого поэта сверхчеловеком, решающим сверхзадачи, а свою
поэзию – связанной с выходом в астрал в медитативном состоянии.
Одновременно и сам Джамаль говорит о постоянной сознательной работе со
словом.
В 1986 году на турнире поэтов в городе Иваново-Вознесенске Джамаль был
удостоен титула «Короля поэтов». Дагестанский читатель сразу оценил
необычную новизну и значимость творчества поэта. В предисловии к
сборнику стихов Джамаля «Вестник альДенеба» приведены высказывания
известных литературоведов о его поэзии,
поэтов и писателей из разных точек России и зарубежья.
Тексты Джамаля вызывают живую, пусть и неоднозначную, реакцию
учитателей и исследователей. Семантика слова в поэтических текстах
Джамаля далека от общепринятой. Слово здесь является знаком, символом,
несущим закодированную информацию. Эта информация может быть
расшифрована только в целостном контексте произведения. А внутренний
смысл самого произведения раскрывается лишь в контексте определенной
духовно-эстетической традиции. Характерной чертой творений Джамаля
является оригинальная и чрезвычайно насыщенная образная система.
с. 26. Интенсивная метафорика сближает его духовные стихи-мышления с
коанами текстов дзен-буддистских монахов. Джамаль рассматривает Слово
как ключ к тайнам мироздания, а поэзию как метод познания
Метареальности. Новая реальность требует новых слов, эмоций, способов
выражения. В своих текстах он чаще искренен, нежели тенденциозен.
Джамаль уверенно чувствует себя в пространстве и времени своих
произведений, где смело экспериментирует с этим временем, переплетает
различные временные пласты:
«Разверзнет опахала тевтонская ночь,
В генераторах ген растворится эмаль,
И прихлынет саванна к затылку, как желчь,
В радиальных отсеках взорвется Грааль».
С точки зрения внешней изобразительности и «фактуры», многие тексты
Джамаля кажутся эталоном постмодернизма, но по внутреннему смыслу, фило-
софской направленности, отсутствию элементов игры, они стоят в заметном
отдалении от постмодернистских текстов.
Сакральные тайны вечности и запредельный прорыв в будущее с его
преобразовательно-космическим мировоззрением удивительным образом
переплетаются с приметами суфизма, стремлением вширь и вглубь Азии, в
ее тайнуи ее метафизику:
«Рождает звезды квантовая пена,
Озарена азанами Кааба,
Солярный знак вещает перемены,
Дракон терзает сердце аль-Кохаба».
Наряду с «космическими» откровениями в творчестве Джамаля рельефно
выделяются архетипические элементы, происходят обновление и уточнение
смысла используемых цитат, скрытых аллюзий и многое другое. Как
правило, это связано с родиной поэта – Агулом. Он не только проникает в
сущность мифологического мышления, но, исследуя мифологии, сам творит
мифологию, интуитивно организуя материал таких образом, что начинают
выявляться скрытые глубокие смыслы его текстов. Тема катарсиса довольно
часто встречается в текстах Джамаля. Мир, охваченный разбродом и
распадом, вызывает у поэта отторжение:
«Обанкротились в дым мифотворцы,
Мегаполис растлился, теряя черты человека.
Деструктивная ночь без пропорций!»
с. 27. Творчество Джамаля оказало большое влияние и на поэтов новой
формации, не принадлежащих к течению метареализма,но создающих
интересные тексты в новой, непривычной стилистике. В заключении даны
общие выводы по диссертации. В работе отмечены и приведены все виды
инокультурных влияний, исходные слагаемые, которые сыграли существенную
роль в поэтапном историческом формировании дагестанской литературы, в
частности литературы Южного Дагестана.
В результате анализа текстов современных поэтов региона можно сделать
вывод: инновационные процессы, протекающие в национальных литературах
на современном этапе, приводят к художественному восточно-европейскому
синтезу; посредством синтеза происходит обогащение традиционных
элементов восточной поэзии региона, закладываются основы дальнейшего
развития и обогащения национальной литературы новыми темами, стилевыми
приемами, художественными образами, языковыми формами.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:
1. Прорыв в Метареальность (на материале творчества Джамаля) // Вестник
Ивановского государственного университета, 2009. – Вып. 1. Филология.
Серия «Гуманитарные науки». – С. 90-94.
2. Духовная перекличка эпох. // Личность. Культура. Общество, 2009. – Т.ХI, вып.1., №№ 46-47. – С. 418-422.
3. «Восточный код» поэзии Эльмана Аббаса // Вестник кафедры литератур
народов Дагестана и Востока ДГУ № 6. – Махачкала, 2008. – С.383-387.
4. Начало творческого пути Заиры Гаджибалаевой // Вестник кафедры
литератур народов Дагестана и Востока ДГУ № 6. – Махачкала, 2008. –
С.387-394.
5. Расширение жанровых рамок национальной поэзии // Материалы
Межвузовской научной конференции 16 дек. 2008 г. ДГУ Махачкала
«Проблема жанра в филологии Дагестана». – С.87-92.
с. 28
6. О традиции в культурном пространстве Южного Дагестана. //
Аспирантские тетради. – Санкт-Петербург, 2008. №38 (82). Ч.1. –
С.357-361.
7. Вербальные мифологемы Дербента в творчестве Фахретдина Оруджа //
Материалы III Международной научной конференции ЮФУ Ростов-на-Дону
«Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность».
2008. – С.78-83.
8. Поэзия Дербента – культура синтеза. // Материалы Межвузовской
конференции филиала ИвГУ в г. Дербенте от 20. 01. 09. – С. 93-101.
Прав в своей теории космореализма Фатхула Джамаль! Поэт - медиум - это духовность + метафоричность. Слово Поэта - знак -символ, несущий информацию от Универсума. Но стать настоящим Поэтом Космореализма невозможно, не преодолев катарсис. Катарсис необходим Поэту как воздух!Без него не подняться на высоты Космореализма.Только пройдя катарсис и став духовным Поэтом, только тогда можно создать метафоричный поток языковых символов - несущих информацию из Космоса, от Универсума - Творца! А восточно - европейский синтес - это рациональное зерно новейшего направления - Космореализм! Сочетание стройности европейской поэзии с метафоричностью, глубокой философской направленностью восточной поэзии является гармоничным сплавом ПОЭЗИИ БУДУЩЕГО!