*** К О Р О Л Ь * П О Э Т О В ***
Среда, 08.05.2024, 06:55
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 37
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

ПРОРЫВ В МЕТАРЕАЛЬНОСТЬ
З. М. Фейзуллаева

ПРОРЫВ В МЕТАРЕАЛЬНОСТЬ  (на материале творчества Джамаля)

Вестник Ивановского государственного университета, 2009. – Вып. 1. Филология. Серия «Гуманитарные науки». – С. 90-94.
http://www.ivanovo.ac.ru/files/zhurnaly/FIL_2009_1.pdf


 с. 91. В последнее десятилетие стала набирать силу русскоязычная дагестанская поэзия, до того не имевшая устойчивых тенденций к разнообразию жанров и стилей. Поэты, принадлежащие к разным народам, пишут не только на русском языке, но и по-русски, не переставая при этом оставаться национальными творцами. Манера стихосложения, сюжетные ситуации, смелые поиски в области ритма, суперметафоричность, еще десяток лет назад казавшиеся новаторскими, сейчас просматриваются под знаком приобщения к «большому стилю».

Художникам слова удается органично вплетать реалии времени и нормы «новояза» в поэтическую ткань, включать их в свой личностный поэтический мир. «Впервые метареализм оформился как особое стилевое течение и как теоретическое понятие на поэтическом вечере 8 июня 1983 года», — сообщает его идеолог М. Эпштейн [4, с. 121]. На протяжении 1980-х он создает ряд работ, где манифестируются основные классификационные характеристики метареализма. (см.: [1, с. 287]).

Несмотря на столь активное внедрение метареализма в российскую поэтическую систему, смысл этого термина не был до конца ясен. Провозглашая метафизические установки метареализма («это метафизический реализм, т. е. реализм не физической данности, а сверхфизической природы вещей»), Эпштейн неоднократно подчеркивает разрыв поэтики метареализма с конкретной эмпирикой социального или политического жеста [4, с. 287].

Поэтесса Светлана Кекова пишет: «Поэзия в своей сокровенной сущности метафизична. Даже простая метафора — это уже метафизика, потому что она выявляет незримые связи между вещами. И рифма по своей сути метафизична тоже» [3, с. 203—204].
Хотя поэты-метареалисты (А. Парщиков, И. Жданов, А. Еременко, А. Шатуновский, И. Кутик, О. Седакова и др.) не остались обделенными публичным признанием, в авторитетных литературоведческих трудах метареализм рассматривается чаще всего в критическом ракурсе.

Иное место занял метареализм в неподготовленной предшествующими элитарными изысками дагестанской поэзии, проявившись ярко, интенсивно, талантливо. Основным ядром поэтов-метареалистов стало поэтическое сообщество «Новая волна», у истоков которого стоит русскоязычный поэт, агул по национальной принадлежности, Джамаль (Фатхулла Джамалов)*. Первичный импульс поэтическому направлению был дан, конечно, московскими метареалистами, но Джамаль представил столь яркие образцы метафорического письма, что вполне можно говорить о собственном его толковании метареализма, зачастую более глубоком, чем у его русских учителей.

В 1986 г. на турнире поэтов в городе Иванове Джамаль был удостоен титула «Король поэтов», однако это не стало причиной его популярности. Сам Джамаль в этот период пишет:
Пишу на туче, следуя канону.
Имею все — и чувствую потерю,
Примеров нет, чтоб следовать примеру,
Король любви разбил свою корону.

Дагестанский же читатель сразу оценил новизну и значимость творчества поэта. В предисловии к сборнику стихов Джамаля «Вестник аль-Денеба» приведены высказывания известных литературоведов о его поэзии, поэтов из разных точек России и зарубежья. «Нет аналогов», «невероятные возможности», «поэзия XXI века», «новый уровень мышления», «поэзия европейского уровня», «вертикальное постижение» — таковы заголовки, предпосланные этим высказываниям.

Поэт Юрий Проскуряков отмечает, что творчество Джамаля «представляет собой поэзию европейского уровня. В ней органически сливаются мотивы восточной, русской и кавказской (горской) лирики».

Владимир Марфин называет Джамаля поэтом XXI века. «Новые приемы и методы, которые он использует в своей поэзии, вызывают восхищение у истинных ценителей поэзии. Многие поэты будут учиться мастерству по его произведениям».

с.92.  «Обращение к планетарной, космической теме, судьбе человека всей планеты, использование приемов изображения действительности, которые не были в употреблении ни у дагестанских, ни у русских авторов, делают произведения Джамаля наднациональными», — пишет исследователь современной литературы Абдулла Вагидов.

Семантика слова в поэтических текстах Джамаля далека от общепринятой. Слово здесь является знаком, символом, несущим закодированную информацию. Эта информация может быть расшифрована только в целостном контексте произведения, а внутренний смысл последнего раскрывается лишь в контексте определенной духовно-эстетической традиции. Другой характерной чертой творений Джамаля является оригинальная и насыщенная образная система. Девиз его творчества — ни строчки без образа! «Поэзия без обра-зов — безобразие», — утверждает Джамаль.

Интенсивная метафорика сближает его духовные стихи с традицией суфийской поэзии, парадоксальность внутреннего мышления — с коанами текстов дзен-буддийских монахов. Джамаль рассматривает Слово как ключ к тайнам мироздания, а поэзию — как метод познания Метареальности. Он полагает, цитируя Иосифа Бродского, что в настоящее время, когда кризис языка и методов познания современной науки совершенно очевиден, его открытия становятся достоянием новой науки, ибо истинная поэзия – «колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения».

На таком фоне заметна связь текстов Джамаля с категориями художественного языка, которые оказались подчиненными метафизическим, метареалистическим, трансцендентным категориям. Он не опирается на предметность сюжета, оперируя категориями ирреальности, символами и концептами, ибо слово, сопряженное с отвлеченным знанием, становится словом-концептом:

Молитвенный город, Джума-минаретный,
Дербент, ты — мечеть с муэдзином вокальным.
И пятничный полдень задумчив, как древний
Платан во дворе с ихтиандром наскальным.
Минбар источает сияние веры,
Вибрирует купол небес безоаровый,
Когда, озонируя астронные сферы,
Пронзает весь космос азан светозарный. [2, с. 76]

Сочетая несочетаемое, в данном случае мусульманскую символику (мечеть, муэдзин, минбар, азан) и предельно субъективизированные обозначения признаков астрального плана, основанных на непереводимости индивидуального мировоззрения, поэт переводит свой текст в ирреально-символическую плоскость.

Джамаль уверенно чувствует себя в пространстве и времени своих произведений, где он смело экспериментирует, переплетая различные временные пласты. В этом сопряжении на одной повествовательной плоскости разных временных событий, где настоящее и будущее находятся рядом, сливаясь в одной строфе, в строке, без перехода, без опознавательных примет поэт творит свое стилистическое освоение и преодоление времени:

с. 93.  Кармический веер.

Развернет опахала тевтонская ночь.
В генераторах ген растворится эмаль.
И прихлынет саванна к затылку, как желчь.
В радиальных отсеках взорвется Грааль.
Флегматичный туман заведет разговор
В тупики конголезских термитных дорог.
Над Тянь-Шанем взойдет технотронный собор.
И кентавры войдут в амазонский поток.
Австралийские ламы прочертят нам сны
На рунических письмах бермудских жрецов.
И с неоновых пальцев цветной тишины
Разлетится кармический веер скворцов. [2, с. 47]

А. Вагидов пишет: «Стихотворение “Кармический веер” интересно не только “сближением”, расположением в одной картине тевтонской ночи, саванны, Конго, Тянь-Шаня, амазонского потока и т. д. Фантастическая картина мироздания оказалась необходимой, чтобы сказать:
“И с неоновых пальцев цветной тишины
Разлетится кармический веер скворцов”.
Здесь сказано о веере скворцов, но имеется в виду карма лирического героя» (см.: [2, с. 89]).

От некоторых астральных стихов Джамаля рождается ощущение вне-временного сознания, неуклонно несущегося к фатальному концу и черте времени, существует он в вечном одновременного пребывания всего и всех, где причудливо перемешано бывшее, происходящее, воображаемое:

В зеркалах озарений рубинами пляшет капель.
Горбатая осень ложится в снега и созвездья.
Пульсирует космос. В степях Ориона — метель.
И прав аль-Бируни: за бездною новая бездна! [2, с. 68]

Несмотря на использование Джамалем постмодернистского приема «двойного кодирования», в его стихах очевидно разнообразие тем и идей, образов и скрытых манифестаций, поиск эволюционного движения. Сама новаторская форма его поэтического высказывания нерасторжимо слита с этим содержанием. Автор поглощен проблемой времени, возвратными ритмическими пульсациями роковых минут истории, ищет форму их прогноза и обуздания.

Сакральные тайны вечности и запредельный прорыв в будущее с его преобразовательно-космическим мировоззрением — черта и примета ноосферного мировоззрения, перекликающегося с философской мыслью Вернадского. И все это удивительным образом переплетается с приметами суфизма, стремлением проникнуть в ширь и глубь Азии, в ее тайны и ее метафизику:

Рождает звезды квантовая пена,
Озарена азанами Кааба,
Солярный знак вещает перемены,
Дракон терзает сердце аль-Кохаба.
Развертывая время, как дискету,
Перенесемся в царство зиккуратов.
Прислушаемся к проповеди ветра,
Ревущего в преданиях Гуджарата.
Слова — времен связующие звенья,
Код памяти, ключи от мирозданья.
Вооружишь доспехами терпенья,
Ищи — найдешь, достигнешь основанья. [2, с. 29]

с. 94 Наряду с «космическими откровениями» в творчестве Джамаля рельефно выделяются архетипические элементы, вырастает роль магического, связанного с язычеством, концептуализма, в котором происходит обновление и уточнение смысла используемых цитат, скрытых аллюзий и многое другое. Как правило, это связано с родиной поэта — Агулом.

В Южном Дагестане искусство ковроткачества берет начало с глубокой древности. Каждый ковер содержит определенный код, выраженный расположением узоров, знаков, символов. Магические обереги известны ковровщицам еще с языческих времен, и в каждом отдельном случае — это тайна, сохраняемая веками. В эту тайну проникает поэт:

В куфических листьях агульских ковров
Орнамент с узором потопа
Таит в себе бремя семи языков
И тайны былой катастрофы.
Сплетение линий читаем, как сад
Висячий — с небес Вавилона:
Царю Хаммурапи диктует Евфрат
Сакральные клинья закона.

Джамаль читает орнамент ковра и видит знаки, скрытые от других:
Расчерчен аспект андрогинной звезды.
Горит Андромеда, как люстра.
Знает он и то, для чего был создан орнамент много веков назад:
И гасит вулкан перманентной вражды
Вербальным дождем Заратустра.
Видит он и то, как:
В астральных арканах ключи сефирот
Меняют космический фазис… [2, с. 51]

Пространство поэзии Джамаля многомерно, многозначно и имеет много уровней восприятия. Эта многоуровневость объясняет стремление в каждой фразе высказаться вполне, привлекая все ресурсы своего жизненного и языкового опыта. Поэт раскрывает перед нами сам процесс мышления в его целостности и оригинальности, он не может, а возможно, и не желает искусственно очистить текст от непонятных многим деталей и слов. Новая внутренняя реальность требует новых слов, эмоций, способов выражения.

Творчество Джамаля привлекает молодых одаренных поэтов. Среди них Гусейни и Кистаман Рамазанова, вместе с Джамалем составившие основу объединения «Новая волна». Творчество его оказывает большое влияние и на поэтов новой формации, не принадлежащих к течению метареализма, но создающих интересные тексты в новой, непривычной стилистике.

Библиографический список
1. Голынко-Вольфсон Д. От пустоты реальности к полноте метафоры // Новое лит. обозрение. № 62 (2003).
2. Джамаль. Вестник аль-Денеба. Махачкала, 2001.
3. Кекова С. А стихи — тонкая материя // Вопр. лит. 2002. Март—апрель.
4. Эпштейн М. Постмодернизм в России. М., 2000.

Вестник Ивановского государственного университета, 2009. – Вып. 1. Филология. Се-
рия «Гуманитарные науки». – С. 90-94.
http://www.ivanovo.ac.ru/files/zhurnaly/FIL_2009_1.pdf


Рецензии
Да, Фатхула, мне эта работа понравилась. Это первое впечатление. Но я, конечно, изучу её более внимательно. Автор глубоко прониклась твоей поэзией. Видимо, у неё самой восточные корни, это, конечно, ей помогает.
А мне её эта работа поможет в мастер - классе, мне необходимо, чтобы о космореализме говорили не только мы, но и другие, и хорошо, что это наш Ивановский университет, а не заграница.
Я очень рада за тебя. Космореализм будет на высоте, за ним - будущее!!!

Трофимова Светлана   25.10.2009 20:59  

Категория: Мои статьи | Добавил: Maximus (26.10.2009) | Автор: Jamal
Просмотров: 1675 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz